КАК УГОДИТЬ МОЙДОДЫРУ или формирование у детей навыков гигиены

Привитие ребенку с раннего возраста гигиенических навыков основная составляющая успешной его социализации в последующем. Иными словами — « встречают по одежке». Согласитесь, нам всегда приятней общаться с аккуратными, следящими за собой людьми и обученными элементарным правилам этикета. В детском обществе то же самое. Поэтому взрослым необходимо сформировать у ребенка гигиенические навыки — быть опрятным, аккуратным, бережливым, чистоплотным.

Малышей нужно учить элементарным навыкам самообслуживания. С года ребенок должен с удовольствием принимать водные процедуры, часто мыть с мамой руки. Нужно дать возможность ребенку подержать мыльце, подставить руки под струю воды, попытаться вытереть их.

Очень действенным является художественное слово. Можно почитать ребенку стихи, потешки по теме:

separator

Умывалочка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка-водичка,
Умой (имя ребёнка) личико,
(Имя) кушал кашку,
Испачкал мордашку.
Чтобы (имя) был
Чистым всегда,
Помоги, водичка,
Умыть (имя) личико.

separator

А. БАРТО
Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях- дорожки!
— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги- как у негра.
Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли? Так ли дело было?
Отмоем всё до капли. Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ. Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки! Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

separator

На втором году  приходит  психологическое осознание  ребенком  во время  сесть на горшок. Взрослый помогает ему успеть на горшок, напоминает, просит посидеть. Все действия нужно пояснять, для чего мы это делаем. У ребенка должен быть мотив (моем руки, чтобы не попала в рот грязь, не заболел животик; садимся во время на горшок — чтобы не простудиться или не замочить красивые колготки и т.д.).  Необходимо научить ребенка своевременно пользоваться носовым платком, поначалу напоминая(вытирать вокруг рта и под носом).Платочек должен быть  в кармане всегда. Нужно  обязательно объяснить ребенку, что, кашляя или  чихая, он должен отвернуться от окружающих и попользоваться платком. В детском саду детей  после  2 лет учат полоскать рот питьевой водой после приема пищи, смывая ее остатки. Ту же процедуру можно проделывать дома. Прививаем желание следить за полостью рта, охотно чистить зубы с помощью взрослого (держать щетку и выполнять ею соответствующие движения). Купите красивую щетку и хорошую детскую пасту.

Нужно научить ребенка замечать неполадки в своем внешнем виде, устранять их(застегнуть пуговку, завязать шнурочек, поправить шапочку), а также  замечать это у других деток. Это формирует опрятность, желание красиво выглядеть. Развивайте моторику детей, используя игры  с пуговками, шнуровкой, бусинками

Чтобы одежда была чистой, учите ребенка правильно сидеть за столом (близко к столу, не крутясь, не кроша). В этом возрасте начинаем учить ребенка держать ложку и манипулировать с ней (черпать еду, доносить до рта, не  разливая).После еды пользоваться салфеткой.  Это первые азы этикета за столом. Нужно просить малыша отнести на место игрушку, повесить на стульчик одежду.

Обязательно отучайте ребенка от вредных привычек, если таковые имеются, одергивайте его ( не брать в рот пальцы, предметы; не грызть ногти).

Познакомьте детей с произведением К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Дети среднего дошкольного возраста (с 4лет) уже должны выполнять  правила личной гигиены самостоятельно и осознанно (своевременно мыть  руки, устранять неполадки в костюме, вытираться платком, пользоваться расческой). Ребенок  должен  уметь намыливать хорошо руки до образования пены, тщательно их смыть, стряхнуть и насухо вытереть полотенцем. Ежедневно перед сном приучайте ребенка мыть ноги, шею, мышки или принимать душ. Каждый день нужно менять белье.

К правилам  поведения за столом  прибавляется умение пользоваться приборами (вилка, нож), не пачкая одежды, стола. Учите есть бесшумно  и красиво(жевать с закрытым ртом и не чавкать). Пусть ребенок поможет маме накрыть на стол и убрать с него после еды.

Дети четырех лет  аккуратно складывают свои вещи, одеваются и раздеваются, расставляют на места игрушки.

 

separator

Добавить комментарий