Адаптация детей в детском саду. Советы и рекомендации.

Из опыта работы Кирилиной М.Л.

Пора в детский сад…Что может быть  волнительней для мамы и ответственней для воспитателя?!

Проработав долгое время в ДОУ, я  убеждена, что самое важное   в работе с малышами — помочь им как можно быстрее и легче привыкнуть к новой обстановке, новым людям, новому социальному объединению со сверстниками  и, самое главное, пережить расставание с  мамой, иными словами — адаптироваться.

Адаптация-это приспособление организма и личности  к новым или изменившимся условиям  жизни.

Хочу отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она ещё не сформировалась. В этом возрасте взрослый (родитель)  выступает для ребенка как партнер по игре, друг, образец для подражания. Совершенно здоровый ребёнок до 3 лет может  болезненно воспринимать адаптацию к ДС, т.к. он психологически очень привязан к маме. Поэтому, если есть возможность, лучше до 3 лет побыть дома.

К сожалению, обстоятельства не всегда играют в нашу пользу!

Хотим мы этого или нет, но  для многих родителей  детский сад — неизбежность: пора на работу, а ребенка оставить не с кем. Вот и ведут, «а сердце кровью обливается». Одним из главных условий успешной адаптации  является готовность всей семьи, особенно, мамы  к тому, что  ребенок отправляется в ДС.

Дорогие мамочки, самое главное — не волнуйтесь, запаситесь терпеньем — ваше эмоциональное состояние передаётся деткам! Я очень надеюсь, что ваш спокойный, радушный настрой и систематизированные мной знания,   помогут  вашим деткам  пережить  адаптацию  менее травматично.  Адаптация ребенка к ДС может длиться до нескольких месяцев – не пугайтесь и не отчаивайтесь, все детки разные, в результате  — привыкает каждый!

Рекомендации для родителей:

  1. Создайте комфортный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.
  2. За некоторое время до поступление в ДС постарайтесь приблизить домашний режим дня к садовскому ( перевести на один сон — дневной с 13 до 15, завтрак -8.30, обед-12.00). Раньше укладывайте вечером – выспавшийся ребенок будет спокойнее. Узнайте режим дня в вашем ДС.
  3. До поступления в ДС, рассказывайте ребенку о том, как там хорошо, весело. Ходите с ним на прогулку на территорию ближайшего ДС или того, в который собираетесь, с целью ознакомления. Предложите поиграть с детками — прививайте первые коммуникативные умения.
  4. Первое время оставляйте ребенка в ДС на 2-3 часа.
  5. В некоторых случаях, когда ребенок устойчиво отказывается есть в ДС, можно позавтракать дома.
  6. Дайте ребенку с собой любимую игрушку, книжечку, положите в кармашек сушку, пусть он выберет для себя одежду (то, что напомнит о доме и успокоит).
  7. Не расставайтесь в раздевалке долго, постарайтесь сделать это легко и быстро. Затянувшиеся прощания с обеспокоенным выражением лица только навредят. Скажите, что вы скоро за ним придете. Напомните о своей любви к нему!
  8. Допускается некоторое время пребывать с ребенком в группе (осмотреть её, подвести к детям, выбрать с ним игрушку, даже — покормить) и на прогулке (когда забираете). Но это не должно быть систематично.
  9. Старайтесь без уважительных причин не пропускать посещение ДС, чтобы ребенку не приходилось привыкать заново;
  10. Если ребенок тяжело расстается именно с мамой, пусть его отводят другие члены семьи.
  11. Возможно, произойдут изменения в поведении — ребенок станет капризнее, плаксивее, агрессивнее, могут быть истерики. В этот период строгое отношение не приемлемо!!!
  12. Оздоравливайте ребенка (давайте витамины, обогатите рацион овощами и фруктами, чаще гуляйте на свежем воздухе, закаляйте, не кутайте, проводите дома профилактику ОРВИ, гриппа).  Адаптация  может сопровождаться частой заболеваемостью, направьте силы на укрепление детского организма заблаговременно.
  13. Прививайте ребенку дома навыки самообслуживания (учите мыть руки, насухо вытирать их, своевременно пользоваться носовым платком, убирать игрушки в отведенные места, складывать свои вещи, застегивать пуговицы, обуваться и т.д.). Это воспитает аккуратность, умение следить за своим внешним видом и облегчит пребывание в ДС.
  14. Просите помочь накрыть на стол, пропылесосить, покормить домашнее животное, полить комнатное растение, что-нибудь подать — учите трудиться «рядом». Пусть это символично, но формирует  самостоятельность, уверенность в своих силах и трудолюбие.
  15. Если в семье один ребенок: а) не нужно его культивировать. Это повышает детский эгоцентризм и делает общение со сверстниками проблемным. б) помните, гиперопека — это не то же, что и любовь. Не лишайте самостоятельности, права выбора, проявления инициативы, не «сюсюкайте».  «Тепличные» дети трудно адаптируются в обществе.
  16. Не лишайте ребенка возможности посещать ДС. Общение в группе сверстников и определение своего «Я» в ней — очень ценно и, порой, невосполнимо. ДС- первая ступень в позиционировании ребенка себя в социуме (обществе).
  17. Необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать.

Уважаемые родители, вы можете сами  определить, как протекает адаптация у вашего ребенка.

Типы протекания адаптации:

  • благоприятное – легкие невротических реакций в течение 1 -2недели, не исключены — потеря аппетита и нарушение сна, утомляемость,  нормализация психо-эмоционального состояния в течение 20 дней ;
  • условно-благоприятное – невротические реакции в течение 3 недель, умеренная потеря в весе, нарушение сна, потеря аппетита, однократное ОРЗ, нормализация психо-эмоционального состояния в течение 1-2 месяцев;
  • неблагоприятное – длительные невротические реакции,  сильная потеря в весе, сильные нарушения сна и аппетита, частые ОРЗ, ОРВИ, снижение иммунитета, нормализация психо — эмоционального состояния до3-х месяцев.

Адаптация закончена, если:

  1. у ребенка положительное психо — эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает, спокойно спит и с удовольствием идет в ДС;
  2. у него уменьшилась заболеваемось, иммунитет окреп;
  3. есть  положительная динамика массы тела.

В силу того, что  я сама изучала проблему изнутри, осмелюсь дать несколько советов коллегам.

Советы воспитателям:

  1. Максимально приблизить обстановку в группе к домашней (тихие, добрые голоса сотрудников, теплые взаимоотношения, негромкая музыка, уютная и методически грамотно организованная предметно-пространственная среда).
  2. Каждое утро проводить термометрию и визуальный осмотр ребенка (ребенок, который начинает заболевать — более уязвим).
  3. Использовать в работе принцип последовательности и постепенности («стадовый» принцип — «все сели, все встали, все легли…», используемый советскими воспитателями -в топку!!!).
  4. Осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку ( с учетом его особенностей психики, здоровья, характера).
  5. Наладить тесный контакт с родителями, чтобы действовать сообща (найти подход к каждому, изучить атмосферу и стиль отношений в семье, завести тетрадь с данными о семье и ребенке).
  6. Не стесняясь, использовать свое педагогическое мастерство: суметь уговорить ребенка, переключить внимание; широко использовать в работе наглядные пособия, петь, читать потешки, сказки, стихи; играть в подвижные, настольные игры;  показывать пальчиковый театр и театр Би-ба-бо,
  7. Использовать не только вербальное воздействие — слово, но и тактильный прием (приласкать, обнять, погладить, посадить на руки).
  8. Постараться стать этим деткам «второй  мамой», помнить о том, что выбранная нами профессия-это наша жизнь!

Желаю всем родителям и воспитателям, чтобы  детский сад стал  для  ваших деток  и воспитанников  «вторым домом», а посещение его было радостным и желанным!!!  В добрый путь!!!

Автор статьи Марина Кирилина, педагог-психолог дошкольного образования

separator

Добавить комментарий