В последнее время мы все чаще слышим о том, что где-то произошло ДТП. К сожалению, наш Брянск не исключение. Количество дорожных происшествий растет, ужасает их исход и это вызывает всё большую тревогу.
Сейчас широко развивается машиностроение, увеличивается кол-во людей «на колесах» и, как следствие, -плотность транспортных потоков на дорогах, скорость перемещения быстро возрастают. Дорога становится опасней, потому мы сами должны себя максимально обезопасить . Взрослые должны знать и соблюдать ПДД , а так же знакомить с ними детей.
Наша задача- заблаговременно и правильно подготовить маленьких пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения, чем нам.
Именно дети все чаще становятся жертвами , а иногда и причиной ДТП.
Оказывается, что по статистике, основное количество ДТП, в результате которых пострадали дети, произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
Задача родителей в этой ситуации: позаботиться о том, чтобы их дети-школьники знали правила безопасности на дороге, а уж алгоритм маршрута «школа-дом» выучили на «зубок».
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. И даже, идя по маршруту «детский сад-дом- ближайшие магазины», вы должны постоянно возвращаться к теме ПДД.
Если вашим детям-школьникам приходится переходить дорогу в темное время суток (зимой рано темнеет),приобретайте для них верхнюю одежду, ранцы, значки со светоотражающими элементами.
Если Вы купили ребенку велосипед , сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах разрешено движение на велосипеде только с 14 лет.
Не поручайте младшему школьнику отводить младшего в детский сад, он сам еще твердо не знает ПДД. Родители сами обязаны приводить ребенка в детский сад, заводить в группу и забирать домой.
Часть родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, особенно для малыша, который толком не может осознать опасности. Он ещё не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. И начинать знакомство с ПДД детей уже с дошкольного возраста.
Дошколята не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Родителям необходимо:
- Внушить ребенку, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр и легкомысленного поведения!
- Играть, бегать, прыгать, догонять друг друга, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках, самокатах — только во дворе, жилой зоне, на детской площадке, стадионе.
- Ходить по правой стороне тротуара, чтобы не мешать пешеходам, идущим навстречу.
- Научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда посмотреть по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
- Остановиться перед проезжей частью, посмотреть во все стороны, затем налево, потому что движение машин правостороннее и они едут слева, а также направо, потому что могут быть недисциплинированные водители, едущие справа. Кроме того, навстречу транспорту могут ехать машины «скорой помощи», противопожарной службы, милиции и др. Контролировать ситуацию на дороге нужно всегда, поворачивая голову.
- Проезжую часть переходить по пешеходному переходу «зебра», подземному, надземному переходам (если они есть). А если поблизости их нет, то в том месте, где нет ограждений и разделительной полосы и дорога хорошо видна в обе стороны. Переходить только под прямым углом к проезжей части, что сокращает расстояние и время нахождения на дороге. При таком переходе пешеход видит приближающийся транспорт, так как повернут к нему боком, а не спиной.
- Не переходить дорогу в месте, закрывающем обзор (возле кустов, зданий,стоящего транспорта, из-за угла). Всегда видеть движение транспорта вокруг. Если сразу перейти дорогу не удалось, стоять посередине, а не бежать назад. Подождать, когда проедут все машины и их не будет поблизости вообще.
- При переходе дороги прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а по сторонам, контролируя ситуацию, прислушивайтесь к звукам приближающихся машин. Опасность может возникнуть внезапно, когда ее не ждешь.
- Идти всегда шагом, а не бежать. В спешке теряется бдительность, мысли направлены не на контроль за движением машин, а на то, чтобы успеть на посадку в транспорт. Подождать следующий автобус, троллейбус. Лучше опоздать куда-либо, чем попасть под машину
- Обходить троллейбусы, автобусы, маршрутные такси нужно СЗАДИ.
- Переходить улицу только на ЗЕЛЕНЫЙ сигнал светофора.
Важно знать что могут в определенном возрасте дети сами:
С 2-3 лет
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
5 лет
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
с 7 лет
- дети могут более уверенно и НЕ ПУТАЯ отличить правую сторону дороги от левой.
с 8-9 лет
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
К 10-12 годам
- можно говорить о более-менее осознанном поведении ребенка вообще и на дороге в частности.
Дорогие родители!
Важно чтобы вы были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения и сами их не нарушали на глазах у них. Поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку вашу заботу о его безопасности.
Только на основе вашего положительного примера и систематических бесед, ваш ребенок станет примерным участником дорожного движения!
И так:
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Учите детей оценивать ситуацию на дорогах.
- Изучайте с ребенком маршруты «детский сад-дом», школа-дом», магазин-дом». Постарайтесь выбрать самый безопасный маршрут,самые безопасные места для перехода и ходить ими. Учите ребенка избегать опасных участков дороги — не нужно испытывать судьбу!
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, из-за угла, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
- Помните, что переход дороги в неблагоприятную погоду ( дождь, снег, гололед, туман) требует особого внимания, так как обзор снижается из-за непогоды, тем более, что может мешать капюшон, поднятый воротник или зонт. Вещи не должны мешать обзору дороги!
- Проводите как можно больше разъяснительных бесед, читайте литературу по правилам безопасности на дороге, играйте дома в сюжетные игры по теме , изучайте дорожные знаки, закрепляйте действия при определенных сигналах светофора.
ПОМНИТЕ: НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАШИХ ДЕТЕЙ!