Из опыта работы Кирилиной М.Л.
Пора в детский сад…Что может быть волнительней для мамы и ответственней для воспитателя?!
Проработав долгое время в ДОУ, я убеждена, что самое важное в работе с малышами — помочь им как можно быстрее и легче привыкнуть к новой обстановке, новым людям, новому социальному объединению со сверстниками и, самое главное, пережить расставание с мамой, иными словами — адаптироваться.
Адаптация-это приспособление организма и личности к новым или изменившимся условиям жизни.
Хочу отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она ещё не сформировалась. В этом возрасте взрослый (родитель) выступает для ребенка как партнер по игре, друг, образец для подражания. Совершенно здоровый ребёнок до 3 лет может болезненно воспринимать адаптацию к ДС, т.к. он психологически очень привязан к маме. Поэтому, если есть возможность, лучше до 3 лет побыть дома.
К сожалению, обстоятельства не всегда играют в нашу пользу!
Хотим мы этого или нет, но для многих родителей детский сад — неизбежность: пора на работу, а ребенка оставить не с кем. Вот и ведут, «а сердце кровью обливается». Одним из главных условий успешной адаптации является готовность всей семьи, особенно, мамы к тому, что ребенок отправляется в ДС.
Дорогие мамочки, самое главное — не волнуйтесь, запаситесь терпеньем — ваше эмоциональное состояние передаётся деткам! Я очень надеюсь, что ваш спокойный, радушный настрой и систематизированные мной знания, помогут вашим деткам пережить адаптацию менее травматично. Адаптация ребенка к ДС может длиться до нескольких месяцев – не пугайтесь и не отчаивайтесь, все детки разные, в результате — привыкает каждый!
Рекомендации для родителей:
- Создайте комфортный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.
- За некоторое время до поступление в ДС постарайтесь приблизить домашний режим дня к садовскому ( перевести на один сон — дневной с 13 до 15, завтрак -8.30, обед-12.00). Раньше укладывайте вечером – выспавшийся ребенок будет спокойнее. Узнайте режим дня в вашем ДС.
- До поступления в ДС, рассказывайте ребенку о том, как там хорошо, весело. Ходите с ним на прогулку на территорию ближайшего ДС или того, в который собираетесь, с целью ознакомления. Предложите поиграть с детками — прививайте первые коммуникативные умения.
- Первое время оставляйте ребенка в ДС на 2-3 часа.
- В некоторых случаях, когда ребенок устойчиво отказывается есть в ДС, можно позавтракать дома.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку, книжечку, положите в кармашек сушку, пусть он выберет для себя одежду (то, что напомнит о доме и успокоит).
- Не расставайтесь в раздевалке долго, постарайтесь сделать это легко и быстро. Затянувшиеся прощания с обеспокоенным выражением лица только навредят. Скажите, что вы скоро за ним придете. Напомните о своей любви к нему!
- Допускается некоторое время пребывать с ребенком в группе (осмотреть её, подвести к детям, выбрать с ним игрушку, даже — покормить) и на прогулке (когда забираете). Но это не должно быть систематично.
- Старайтесь без уважительных причин не пропускать посещение ДС, чтобы ребенку не приходилось привыкать заново;
- Если ребенок тяжело расстается именно с мамой, пусть его отводят другие члены семьи.
- Возможно, произойдут изменения в поведении — ребенок станет капризнее, плаксивее, агрессивнее, могут быть истерики. В этот период строгое отношение не приемлемо!!!
- Оздоравливайте ребенка (давайте витамины, обогатите рацион овощами и фруктами, чаще гуляйте на свежем воздухе, закаляйте, не кутайте, проводите дома профилактику ОРВИ, гриппа). Адаптация может сопровождаться частой заболеваемостью, направьте силы на укрепление детского организма заблаговременно.
- Прививайте ребенку дома навыки самообслуживания (учите мыть руки, насухо вытирать их, своевременно пользоваться носовым платком, убирать игрушки в отведенные места, складывать свои вещи, застегивать пуговицы, обуваться и т.д.). Это воспитает аккуратность, умение следить за своим внешним видом и облегчит пребывание в ДС.
- Просите помочь накрыть на стол, пропылесосить, покормить домашнее животное, полить комнатное растение, что-нибудь подать — учите трудиться «рядом». Пусть это символично, но формирует самостоятельность, уверенность в своих силах и трудолюбие.
- Если в семье один ребенок: а) не нужно его культивировать. Это повышает детский эгоцентризм и делает общение со сверстниками проблемным. б) помните, гиперопека — это не то же, что и любовь. Не лишайте самостоятельности, права выбора, проявления инициативы, не «сюсюкайте». «Тепличные» дети трудно адаптируются в обществе.
- Не лишайте ребенка возможности посещать ДС. Общение в группе сверстников и определение своего «Я» в ней — очень ценно и, порой, невосполнимо. ДС- первая ступень в позиционировании ребенка себя в социуме (обществе).
- Необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать.
Уважаемые родители, вы можете сами определить, как протекает адаптация у вашего ребенка.
Типы протекания адаптации:
- благоприятное – легкие невротических реакций в течение 1 -2недели, не исключены — потеря аппетита и нарушение сна, утомляемость, нормализация психо-эмоционального состояния в течение 20 дней ;
- условно-благоприятное – невротические реакции в течение 3 недель, умеренная потеря в весе, нарушение сна, потеря аппетита, однократное ОРЗ, нормализация психо-эмоционального состояния в течение 1-2 месяцев;
- неблагоприятное – длительные невротические реакции, сильная потеря в весе, сильные нарушения сна и аппетита, частые ОРЗ, ОРВИ, снижение иммунитета, нормализация психо — эмоционального состояния до3-х месяцев.
Адаптация закончена, если:
- у ребенка положительное психо — эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает, спокойно спит и с удовольствием идет в ДС;
- у него уменьшилась заболеваемось, иммунитет окреп;
- есть положительная динамика массы тела.
В силу того, что я сама изучала проблему изнутри, осмелюсь дать несколько советов коллегам.
Советы воспитателям:
- Максимально приблизить обстановку в группе к домашней (тихие, добрые голоса сотрудников, теплые взаимоотношения, негромкая музыка, уютная и методически грамотно организованная предметно-пространственная среда).
- Каждое утро проводить термометрию и визуальный осмотр ребенка (ребенок, который начинает заболевать — более уязвим).
- Использовать в работе принцип последовательности и постепенности («стадовый» принцип — «все сели, все встали, все легли…», используемый советскими воспитателями -в топку!!!).
- Осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку ( с учетом его особенностей психики, здоровья, характера).
- Наладить тесный контакт с родителями, чтобы действовать сообща (найти подход к каждому, изучить атмосферу и стиль отношений в семье, завести тетрадь с данными о семье и ребенке).
- Не стесняясь, использовать свое педагогическое мастерство: суметь уговорить ребенка, переключить внимание; широко использовать в работе наглядные пособия, петь, читать потешки, сказки, стихи; играть в подвижные, настольные игры; показывать пальчиковый театр и театр Би-ба-бо,
- Использовать не только вербальное воздействие — слово, но и тактильный прием (приласкать, обнять, погладить, посадить на руки).
- Постараться стать этим деткам «второй мамой», помнить о том, что выбранная нами профессия-это наша жизнь!
Желаю всем родителям и воспитателям, чтобы детский сад стал для ваших деток и воспитанников «вторым домом», а посещение его было радостным и желанным!!! В добрый путь!!!
Автор статьи Марина Кирилина, педагог-психолог дошкольного образования